Шлагбаум в переводе с немецкого означает «упавшее дерево». Значит, логичнее всего предположить, что шлагбаумы придумали, когда перед кем-то при проезде на проселочной дороге упало дерево и преградило путь, и что дело было в Германии. Однако история, как всегда, не так проста, как могла бы показаться.
Многие из нас не задумывались о том, где и когда появился шлагбаум. Шлагбаум – смешное слово. Но начало истории шлагбаумов достаточно серьезное и официальное и искать его следует в эпоху правления Петра I. Конечно, шлагбаумы на Руси да и в мире наличествовали и до него, но назывались они в то время уж слишком, на его взгляд, просто – рогатка. Впрочем, рычаг с противовесом использовали еще египтяне, когда им нужно было построить пирамиды. А римляне, отдаем должное их тактической мысли, применяли легкие сдвижные конструкции, которые закрывали проходы внутрь полевых укреплений при обустройстве своих военных лагерей. Что касается Руси, то еще в октябре 1660 были посланы государевы грамоты – и у постов выставили эти самые рогатки. Рогатки – это связки веток, каждая с руку толщиной. Рогатки перекрывали проезд насмерть. Но нельзя сказать, что рогатки были точной копией шлагбаумов и что русские не знали, что это вообще такое. Просто это сейчас шлагбаумы на проезде – это удобно, а что стоило раньше бравому коню перепрыгнуть через какую-то связку веток?
Но вот первый официальный шлагбаум все же появился при Петре I. Дело было в 1720 году, когда в начале февраля Петр Алексеевич подписал указ, в котором говорилось, что для лучшего порядка к пойманию и пресечению воровских проходов надо бы выделить двести рублей и поставить в Санкт-Петербурге шлагбаумы, которые бы опускались в 11 вечера и поднимались с рассветом. Для руководства деятельностью полицейского аппарата было создано специальное отделение, однако вряд ли бизнесмены и воротилы того времени получили благодаря этому указу большой объем госзаказа. Уж слишком мало тогда в Питере было улиц.